Финалист конкурса «Педагог года 2017»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Западный административный округ

Деятельность военно-исторического музея

Интерактивные внеурочные мероприятия

Интерактивные внеурочные мероприятия историко-патриотической направленности и по культуре безопасности жизнедеятельности. Основная аудитория — воспитанники начальной школы и ГПД. Новизна клубных часов «Я познаю безопасный мир!» заключается в том, что при их разработке за основу был взят подход, подразумевающий соединение ресурсов музейной педагогики, современных информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска и т.д.) и методик культурно-досуговых внеурочных программ. В комплекте собрана вся «палитра» тематики безопасности жизнедеятельности, актуальная для младшего школьника. В первую очередь профилактика направлена на ситуации социального и бытового характера, поведению в которых мало уделяется внимания по сравнению с дорожно-транспортной и пожарной безопасностью. Тематика клубных часов охватывает практически все темы КБЖ, рассматриваемые на уроках «Окружающего мира»: безопасность на водоеме, пожарная безопасность, опасности природного характера, опасные явления природы, нормы социальной безопасности, действия в случае внезапных травм, правильное питание и здоровый образ жизни.


Изучение окружающей реальности

Экскурсионный проект «...и с этой дороги проселочной». Его сущность в приобщении к нескольким пластам культурно-исторического наследия определенной значимой точки на карте Москвы и ближайших территорий: роль данной местности в истории нашего государства и роль в великих победах нашего народа. Это выездные экскурсии историко-патриотической направленности по местам боевой славы, в том числе и своего района. Крупный реализованный проект — «Мазиловский пруд: культурно-исторический объект нашего района», который продолжался несколько лет и включал исследования по экологии пруда, историческое исследование по его роли в обороне Москвы осенью 1941 года, проект по безопасности отдыхающих у пруда в разные сезоны, что в целом привело к созданию Управой района с активным участием нашей школы Народного парка с мемориальным комплексом «ЖБОТ на Мазиловском пруду».


Интегрированные уроки

Интегрированные уроки с использованием музейных предметов по ОБЖ («История Пожарной охраны», «Есть такая профессия — Родину защищать», «Сказка учит безопасности» и др.), истории («Русское деревянное зодчество», «Торговые связи Древней Руси», «Культура и быть России в 19 веке» и др.), чтения («Малые фольклорные жанры», «Сказка о царе Салтане» и др.), окружающего мира («Водоемы нашего края», «Разведение льна», «Откуда хлеб пришел» и др.), ИЗО и технологии (народные промыслы) в 1-11 классах по запросу учителей.

Цикл классных часов по программе «Пожарная охрана — это наша жизнь» для 5 класса А (кл. рук. Т.А. Чипюк).

В музее «С чего начинается Родина» с 15.10.2016 по 20.10.2016 состоялись открытие музейные интегрированные уроки для обучающихся начальных классов. «Хвала рукам, что пахнут хлебом» (методист музея Л,Ю Скрипник, к.п.н). Занятие прошли в форме виртуального путешествия с использованием мультимедиа-презентации, музыки, музейных предметов, элементов костюмирования. Основная цель – познакомить с профессиями, связанными с выпечкой хлебобулочных изделий в традиционном российском формате (подовый хлеб, пряники, баранки, калачи и т.д.), показать роль хлеба в традиционной русской трапезе.


Встречи с интересными людьми

Работа с социальными партнерами, с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов. Это очень важно для развития представлений об успешных в традиционном отечественном понимании моделях построения человеком своей жизненной траектории — труд, в том числе и ратный, на благо Отечества. Особенностью школы является открытость педагогического коллектива к конструктивному диалогу в социуме, что делает ее привлекательной для бывших выпускников, родных и близких педагогов и обучающихся, посвятивших свою жизнь служению родине.


Проектная деятельность

Проведение школьных интерактивных мероприятий как подытоживания, усвоения того социального опыта, который приобретен обучающимися в ходе всей комплексной системы деятельности. Участие в проекте подразумевает определенный труд по его подготовке, в том числе и душевный. Например, к праздникам «Москва многоликая», «Кто сказал, что надо бросить песни на войне» обучающиеся готовились заранее, изготавливали костюмы, собирали и разучивали стихи и песни.

Такие мероприятия раскрывают широкие возможности для творческого проявления способностей как детей, так и педагогов, родительской общественности, создают в школе атмосферу творчества, сказки, о которой говорил В.А. Сухомлинский.

«Пожарные в обороне Москвы 1941 года»

Для нас интересны малоизвестные страницы Великой Отечественной войны. Например, в ходе Обороны Москвы огромную роль сыграли пожарные, в том числе и бойцы Комсомольско-молодежного пожарного полка, юноши и девушки 14-18 лет, а также женщины-москвички, заменившие мужчин в штатных пожарных командах. Школьники и студенты Комсомольско-молодежного противопожарного полка дежурили на чердаках и крышах во время бомбежек. Между бомбежками они готовили инвентарь: брезентовые рукавицы, щипцы, ящики с песком, лопаты, бочки с водой. Белили известкой деревянные чердаки - это повышало уровень пожароустойчивости. Обучали население действиям в случае пожара.

Нами с помощью Пожарно-технической выставки города Москвы, музея Истории Пожарной охраны, при помощи ветеранов Пожарной охраны был подготовлен проект "Пожарные в огне войны"

«Неизвестные страницы Сталинградской битвы: борьба с холерой»

Еще одна малоизвестная страничка Сталинградской битвы — подвиг советского врач-ученого Зинаиды Ермольевой и ее самоотверженных сотрудинков, сумевших предотвратить эпидемию холеры в городе, проведя масштабные вакцинации в кратчайший срок.

Проект "Оборона из пробирки" нам помог подготовить настоящий ,ученый, профессор, доктор медицинских наук А.Ф.Хоруженко из ФГБУ ВНИИ ГОЧС

«ЖБОТ на Мазиловском пруду и другие фортификационные сооружения Западного округа»

Наш район Мазилово осенью 1941 года превратился в тренировочную базу народного ополчения и готовился выполнять роль линии обороны. Свиедетельств этому сохранилось мало, но нам удалось найти, восстановить и совместно с Управой Фили-Давыдково и общественностью созать мемориал местного значения «ЖБОТ на Мазиловском пруду»

Сам Мазиловский пруд тоже стал объектом серьезного изучения как экологический биоценоз, сложившийся на протяжении нескольких столетий

«В.Н. Лисица – герой Чернобыля, ученый и замечательный человек»

Долгие годы наша школа сотрудничает с Научно-проектным центром исследования рис ка и экспертизы безопасности. —ЦЕЛЬ ЖИЗНИ – НЕ ДОПУСТИТЬ БЕДЫ (о судьбе и деятельности Валерия Николаевича Лисицы, полковника в отставке, кандидата технических наук, Вице-президента Всемирной академии комплексной безопасности, генерального директора Научно-производственного центра Исследования риска и экспертизы безопасности). личность руководителя НПЦ ИРЭБ Валерия Николаевича Лисицы заинтересовала нас прежде всего тем, что он, будучи очень заслуженным человеком и немолодым, продолжает заниматься обучением безопасности жизнедеятельности.

«Герасим Курин – славное место на карте района»

Поход по местам боевой славы героев войны 1812 года, в том числе изучение личности Герасима Курина, именем которого названа улица неподалеку от школы. Изучали его биографию, боевой путь – и параллельно рассматривали в школьном музее деревянные грабли, цеп, серпы и старинные топоры, то есть все то, чем были вооружены народные ополченцы в 1812 году. И когда приехали в Павловский Посад для участия в реконструкции Вохонского сражения – со знанием дела ориентировались в бутафорской деревне, служившей декорациями действа, понимали назначение предметов старинных моделей одежды, крестьянской утвари. Люди отстаивали в этой войне не только свои дома, но и свои традиции, свой уклад жизни.

«Яблоневый сад – преемственность поколений жителей Фили-Давыдково»

В работе представлены результаты поисково-исследовательской деятельности музея «С чего начинается Родина» в рамках долгосрочной внутренней программы «И с этой дороги проселочной», направленной на изучение географических объектов района и города, имеющих историко-культурное значение.

Обучающиеся 4 класса А ГБОУ города Москвы Школа № 2101 «Филевский образовательный центр» под руководством классного руководителя Пономаревой Елены Юрьевны изучали историю и жизнь природного уголка «Яблоневый сад», расположенного не далеко от школы, а также творчески отразили свои впечатления под руководством Е.Ю. Пономаревой и Л.В. Киселевой.

В выводах работы содержатся предложения по дальнейшему усовершенствованию и сохранению данного ландшафтного объекта, имеющего историко-культурное и экологическое значение для жителей района..

Все члены поискового отряда 4 класса А участвовали в экскурсионной деятельности, готовили творческие проекты, писали эссе, а также помогали оформлять поисково-исследовательский проект.

Коневина Валерия, ученица 4«А», в числе актива школьного музея «С чего начинается Родина» принимала участие во всех этапах работы над проектом «Яблоневый сад», а также единогласным решением направлена представлять общий результат на конкурсе.

Проект «Яблоня» - учитель начальных классов Лилия Владимировна Киселева


Культурно-досуговая деятельность

Подготовка и проведение массовых мероприятий для учащихся и педагогов школы, в том числе семейного досуга, мероприятий с приглашением ветеранской общественности по тематике музея.


Работа музейного актива

В.А.Сухомлинский подчеркивает в «Письмах к сыну»: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Призванием становится интерес, помноженный на труд». Соответственно, воспитание трудолюбия, привычки к творческому труду фактически роднит музейную педагогику с постулатами К.Д.Ушинского, где труд связан с духовным самосозиданием, поиском человеком того вида деятельности, который поможет ему жить свободно и возвышенно.