Продолжим говорить о готовности к школьному обучению и рассмотрим оставшиеся два критерия:
3. Интеллектуальный (касается навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий перед школой. Это начальные навыки счета и письма, умение отступать определенное количество клеток сверху/сбоку, не выходить за контуры рисунков и поля, постановка руки для письма, вырезание, аппликация, общее развитие и эрудиция (активный/пассивный словарь), развитие фонематического слуха. Но с точки зрения психологии гораздо важнее, чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи – именно эти показатели говорят нам о том, что ребенок интеллектуально подготовлен к школе. То есть важно понимать и видеть – на сколько будущий первоклассник ориентируется в материале и в задании).
4. Социальный (заключается в умении ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Мы рекомендуем родителям интенсивно развивать этот навык у детей уже за год до поступления в школу)
Таким образом, мы можем подвести итог, что начало школьного обучения требует не только интеллектуальной готовности будущего первоклассника, но и зрелости его физической, социальной и психологической составляющих.